Психологическая служба
Нормативная база
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155
- Приказ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»» (срок действия с 01.03.2021 года по 01.03.2027 года)
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования)
- Приказ МО РФ от 22.10.1999 г. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе МО РФ»
- Распоряжение МП РФ от 28.12.2020 N Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»
- Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (по педагогам -психологам — пункт VIII)
- Распоряжение МП РФ от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
- Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999г. «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования»
- Письмо департамента государственной политики в сфере общего образования от 20.07.2017 г. № 08 -ПГ-МОН-26725 «О регулировании вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»
- Письмо МП РФ от 24.02.2022 № 03-27 «Методические рекомендации по обеспечению права на получение дошкольного образования детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР» (в письме имеется памятка для педагогов-психологов по работе с детьми)
- Концепция развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025 года (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017 года)
Локальные акты дошкольной образовательной организации
О психологической службе
Психологическая служба ДОУ— одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям. Она предназначена для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. А также социально-психологической адаптации.
Цель деятельности службы – создание условий для успешного развития каждого ребенка, его образования, воспитания, социализациии самореализации в социально позитивных видах деятельности через создание эффективной системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Достижение данной цели обеспечивается решением следующих актуальных задач:
- создание развивающей, психологически безопасной образовательной среды;
- содействие созданию условий для сохранения и укрепления психического и психологического здоровья участников образовательных отношений;
- обеспечение качества и доступности психолого-педагогической помощи для обучающихся всех целевых групп;
- обеспечение внутриведомственного и межведомственного взаимодействия для оказания помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;
- снижение рисков дезадаптации и десоциализации обучающихся;
- реализация психолого-педагогических программ преодоления трудностей в обучении детей;
- участие педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в проектировании и психологической экспертизе программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды;
- консультирование педагогических работников образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся;
- диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, их индивидуального прогресса и достижений;
- сотрудничество педагогических работников по вопросам обеспечения достижения целевых ориентиров дошкольного образования;
- содействие в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
- организация мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- профилактика социального сиротства;
- содействие реализации программ воспитания обучающихся;
- содействие сохранению и укреплению здоровья обучающихся, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни;
- психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей на основе создания системы психологической поддержки для реализации потенциала одаренных детей, обогащения их познавательных интересов и мотивов, формирования универсальных способов познания мира;
- психолого-педагогическое сопровождение коррекционного и развивающего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в различных образовательных условиях, в том числе определение для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида, ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям;
- профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников;
- педагогическое и психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей).
Психолого-педагогическое сопровождение— это система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от объединённых усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Сопровождение развития ребенка направлено на всестороннее развитие его задатков и способностей. Эффективность образовательной деятельности во многом зависит от уровня знаний педагогом своих воспитанников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним.
Психологическая служба оказывает своевременную психологическую просветительскую, консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую, экспертную, организационно-методическая помощь и поддержку детям, родителям и педагогам на всех этапах образовательного процесса (адаптация, взаимодействие, ТЖС, сопровождение детей и семей участников СВО, сопровождение детей-мигрантов, подготовка к школе, позитивная социализация ребенка, его всестороннее личностное морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей, психологическая экспертиза (оценка) степени безопасности и комфортности образовательной среды).
Психологическое сопровождение образовательного процесса в МАДОУ ДС № 37 «Дружная семейка»
Основные направления |
Реализуемые задачи |
Формы и методы |
Психолого-педагогическое просвещение |
Формирование у воспитанников и их родителей, у педагогических работников и руководителей образовательного учреждения психолого-педагогической компетентности, а также потребности в психолого-педагогических знаниях, мотивации к использованию таких компетенций в интересах собственного развития, для решения профессиональных задач и в повседневной жизни; Создание условий для полноценного личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе; Своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. |
Использование активных форм и методов работы с родителями, педагогами и руководителями (деловые игры, круглые столы, занятия с элементами тренинга, семинары-практикумы и т.д.) Консультации на интересующие родителей и педагогов темы о психологических, возрастных, гендерных и других особенностях дошкольников; Стендовые консультации для родителей; Психологическая поддержка и сопровождение одаренных детей: диагностика; развивающие занятия. |
Психолого-педагогическая профилактика |
Предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в образовательном учреждении; Разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. Методическая поддержка педагогов. |
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период адаптации ребенка к условиям ДОУ: консультации для родителей и воспитателей; наблюдение за детьми; занятия с детьми. Психологическое консультирование и рекомендации; Выступление на родительских собраниях; Обучение педагогов психологическим технологиям, обеспечивающим успешное обучение и воспитание при оптимальной психической нагрузке: деловые игры; круглые столы; занятия с элементами тренинга; семинары-практикумы. |
Психолого-педагогическая диагностика |
Углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания; Выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. |
Анкетирование и тестирование родителей и педагогов, с целью выявления проблем в воспитании и обучении; Непосредственное наблюдение за детьми; Наблюдение за взаимодействием родителей и педагогов с детьми; Психологическая диагностика детей на каждом возрастном этапе развития. Психолого-педагогическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся образовательного учреждения. |
Психолого-педагогическая коррекция |
Психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы, а также форма воздействия на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социальных педагогов, воспитателей и других профильных специалистов. |
Совместная работа педагогов-специалистов и воспитателей (ПМПк, круглые столы, педагогические советы и т.д.); Коррекционно-развивающие занятия психолога с детьми «группы риска», с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами; Рекомендации педагогам и родителям; Работа педагогов и родителей в соответствии с рекомендациями психолога. |
Консультативная деятельность |
Оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах самопознания, адекватной самооценки и адаптации в реальных жизненных условиях, формирования ценностно-мотивационной сферы, преодоления кризисных ситуаций и достижения эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию и других вопросов развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. |
Психологическое консультирование педагогов и родителей: По результатам диагностики и во время коррекционной работы; По проблемам возрастной психологии; По личным проблемам; По адаптации. |
Экспертная/ организационно-методическая деятельность |
Анализ и разработка методических рекомендаций для участников образовательных отношений, программ и обобщение опыта по теме самообразования. |
Практическая и методическая помощь педагогам в выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, оказание профессиональной поддержки педагогам в проектной деятельности. |
Служба в ДОУ представляет организационную структуру.
Состав психологической службы
№ |
ФИО |
Должность |
1. |
Мрига С.А. |
Руководитель психологической службы МАДОУ г. Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка» - заместитель заведующего по воспитательно-методической работе |
2. |
Жданова Р.Ф. |
Учитель-логопед |
3. |
Каспрук Е.В. |
Учитель-логопед |
4. |
Ахмадишина Г.А. |
Учитель-логопед |
5. |
Дубчак М.В. |
Педагог-психолог |
6. |
Аскерова Ф.М. |
Педагог-психолог |
7. |
Фазлаева А.Ю. |
Социальный педагог |
Так же психологическая служба включает:
- иных специалистов в области воспитания (методисты, старшие воспитатели, воспитатели);
- педагогов, имеющих психологическое образование, опыт работы по отдельным направлениям деятельности психолого-педагогической службы;
- ППк;
- специалистов, входящих в состав мобильной группы экстренной психологической помощи (по согласованию).
Содержание деятельности Службы определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми в образовательной организации, регламентируется планом.
Служба в ДОУ в обязательном порядке осуществляет деятельность в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом: администрацией образовательной организации, педагогическими работниками.