Психологическая служба

Нормативная база

Локальные акты дошкольной образовательной организации

О психологической службе

Психологическая служба ДОУ— одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям. Она предназначена для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. А также социально-психологической адаптации.

Цель деятельности службы – создание условий для успешного развития каждого ребенка, его образования, воспитания, социализациии самореализации в социально позитивных видах деятельности через создание эффективной системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Достижение данной цели обеспечивается решением следующих актуальных задач:

- создание развивающей, психологически безопасной образовательной среды;

- содействие созданию условий для сохранения и укрепления психического и психологического здоровья участников образовательных отношений;

- обеспечение качества и доступности психолого-педагогической помощи для обучающихся всех целевых групп;

- обеспечение внутриведомственного и межведомственного взаимодействия для оказания помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;

- снижение рисков дезадаптации и десоциализации обучающихся;

- реализация психолого-педагогических программ преодоления трудностей в обучении детей;

- участие педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в проектировании и психологической экспертизе программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды;

- консультирование педагогических работников образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся;

- диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, их индивидуального прогресса и достижений;

- сотрудничество педагогических работников по вопросам обеспечения достижения целевых ориентиров дошкольного образования;

- содействие в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся;

- организация мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- профилактика социального сиротства;

- содействие реализации программ воспитания обучающихся;

- содействие сохранению и укреплению здоровья обучающихся, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни;

- психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей на основе создания системы психологической поддержки для реализации потенциала одаренных детей, обогащения их познавательных интересов и мотивов, формирования универсальных способов познания мира;

- психолого-педагогическое сопровождение коррекционного и развивающего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в различных образовательных условиях, в том числе определение для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида, ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям;

- профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников;

- педагогическое и психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей).

Психолого-педагогическое сопровождение— это система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от объединённых усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Сопровождение развития ребенка направлено на всестороннее развитие его задатков и способностей. Эффективность образовательной деятельности во многом зависит от уровня знаний педагогом своих воспитанников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним.

Психологическая служба оказывает своевременную психологическую просветительскую, консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую, экспертную, организационно-методическая помощь и поддержку детям, родителям и педагогам на всех этапах образовательного процесса (адаптация, взаимодействие, ТЖС, сопровождение детей и семей участников СВО, сопровождение детей-мигрантов, подготовка к школе, позитивная социализация ребенка, его всестороннее личностное морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей, психологическая экспертиза (оценка) степени безопасности и комфортности образовательной среды).

Психологическое сопровождение образовательного процесса в МАДОУ ДС № 37 «Дружная семейка»

Основные направления

Реализуемые задачи

Формы и методы

Психолого-педагогическое просвещение

Формирование у воспитанников и их родителей, у педагогических работников и руководителей образовательного учреждения психолого-педагогической компетентности, а также потребности в психолого-педагогических знаниях, мотивации к использованию таких компетенций в интересах собственного развития, для решения профессиональных задач и в повседневной жизни;

Создание условий для полноценного личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе;

Своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Использование активных форм и методов работы с родителями, педагогами и руководителями (деловые игры, круглые столы, занятия с элементами тренинга, семинары-практикумы и т.д.)

Консультации на интересующие родителей и педагогов темы о психологических, возрастных, гендерных и других особенностях дошкольников;

Стендовые консультации для родителей;

Психологическая поддержка и сопровождение одаренных детей:

диагностика; развивающие занятия.

Психолого-педагогическая профилактика

Предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в образовательном учреждении;

Разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Методическая поддержка педагогов.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период адаптации ребенка к условиям ДОУ:

консультации для родителей и воспитателей;

наблюдение за детьми;

занятия с детьми.

Психологическое консультирование и рекомендации;

Выступление на родительских собраниях;

Обучение педагогов психологическим технологиям, обеспечивающим успешное обучение и воспитание при оптимальной психической нагрузке:

деловые игры;

круглые столы;

занятия с элементами тренинга;

семинары-практикумы.

Психолого-педагогическая диагностика

Углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания;

Выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Анкетирование и тестирование родителей и педагогов, с целью выявления проблем в воспитании и обучении;

Непосредственное наблюдение за детьми;

Наблюдение за взаимодействием родителей и педагогов с детьми;

Психологическая диагностика детей на каждом возрастном этапе развития.

Психолого-педагогическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся образовательного учреждения.

Психолого-педагогическая коррекция

Психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы, а также форма воздействия на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социальных педагогов, воспитателей и других профильных специалистов.

Совместная работа педагогов-специалистов и воспитателей (ПМПк, круглые столы, педагогические советы и т.д.);

Коррекционно-развивающие занятия психолога с детьми «группы риска», с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами;

Рекомендации педагогам и родителям;

Работа педагогов и родителей в соответствии с рекомендациями психолога.

Консультативная деятельность

Оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах самопознания, адекватной самооценки и адаптации в реальных жизненных условиях, формирования ценностно-мотивационной сферы, преодоления кризисных ситуаций и достижения эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию и других вопросов развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Психологическое консультирование педагогов и родителей:

По результатам диагностики и во время коррекционной работы;

По проблемам возрастной психологии;

По личным проблемам;

По адаптации.

Экспертная/

организационно-методическая деятельность

Анализ и разработка методических рекомендаций для участников образовательных отношений, программ и обобщение опыта по теме самообразования.

Практическая и методическая помощь педагогам в выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, оказание профессиональной поддержки педагогам в проектной деятельности.

Служба в ДОУ представляет организационную структуру.

Состав психологической службы

ФИО

Должность

1.

Мрига С.А.

Руководитель психологической службы МАДОУ г. Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка» - заместитель заведующего по воспитательно-методической работе

2.

Жданова Р.Ф.

Учитель-логопед

3.

Каспрук Е.В.

Учитель-логопед

4.

Ахмадишина Г.А.

Учитель-логопед

5.

Дубчак М.В.

Педагог-психолог

6.

Аскерова Ф.М.

Педагог-психолог

7.

Фазлаева А.Ю.

Социальный педагог

Так же психологическая служба включает:

- иных специалистов в области воспитания (методисты, старшие воспитатели, воспитатели);

- педагогов, имеющих психологическое образование, опыт работы по отдельным направлениям деятельности психолого-педагогической службы;

- ППк;

- специалистов, входящих в состав мобильной группы экстренной психологической помощи (по согласованию).

Содержание деятельности Службы определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми в образовательной организации, регламентируется планом.

Служба в ДОУ в обязательном порядке осуществляет деятельность в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом: администрацией образовательной организации, педагогическими работниками.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie